Остров Декабристов

Официальный сайт внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Остров Декабристов

Многонациональный Петербург. Абхазы и абазины

Уважаемые читатели!

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с абхазами и абазинами.

Абхазы и абазины составляют единый этнос абаза, живущий на северо-западе Кавказа по обе стороны Кавказского хребта. Абхазы — в Республике Абхазия, абазины — в Карачаево-Черкесской Республике. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.

Предки абхазов и абазин одними из первых научились делать железо (в XVIII-XVII веках до н.э.). Когда-то они входили в союз племен, образовавший Колхидское царство, хорошо известное по древнегреческому мифу о Золотом руне и путешествии аргонавтов. На месте нынешних городов Абхазии — Сухума и Пицунды — были греческие колонии Диоскуриада и Питиунт со смешанным населением. По легенде, в 40-м году н.э. христианство среди народа абаза проповедовал сам апостол Андрей. С VIII по X век существовало Абхазское царство.

Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны». В Санкт-Петербурге абхазы начали селиться в основном после добровольного вхождения Абхазского княжества в состав России в 1810 году.

Абхазский язык – один из древнейших в мире. Существует два основных диалекта абхазского языка: северный бзыбский диалект и южный абжуйский диалект, который послужил основой для литературного абхазского языка. Впервые письменность на абхазском языке появилась в 1862-1863 годах на основе кириллического алфавита и системы правописания, разработанной российским языковедом П.К. Усларом. Современный алфавит на основе кириллицы используется с 1954 года. Автором первого произведения на абхазском языке стал Дмитрий Гулиа (1874-1960), который считается основоположником абхазской литературы. А благодаря перу прозаика Фазиля Искандера (1929-2016) с Абхазией познакомился весь мир. По его книгам снимают фильмы и ставят спектакли. Произведения Искандера читают на всех европейских языках.

Наиболее близкий абхазам народ – абазины или абаза. Предки абазин переселялись на северные склоны Кавказского хребта постепенно, начиная еще с VI века нашей эры. Абазины заняли верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды. Сегодня они компактно проживают в Карачаево-Черкесской Республике.

Абазинский язык лингвистически близок абхазскому языку. Является одним из 5 официальных языков Карачаево-Черкесской Республики. Первые попытки создания абазинской письменности относятся к концу XIX века, когда просветитель Умар Микеров (1847-1891) разработал абазинский алфавит на арабской графической основе. Письменность на основе латинской графики была создана в 1932; в 1938 она была переведена на кириллицу. Зачинатель абазинской литературы – Татлустан Табулов (1879-1956). Он – первый собиратель национального фольклора, автор первых букварей и учебников по абазинскому языку, первый профессиональный абазиноязычный литератор.

Абхазский и абазинские языки – одни из сложнейших в мире. В них всего два коренных гласных звука (а,ы) и порядка 60 ( в зависимости от диалектов) согласных.

Абазины в настоящее время исповедуют ислам суннитского толка, абхазы в большинстве своем – православные христиане. Но те и другие помнят свои древние верования. Например, когда-то они поклонялись богам — покровителям лесов и воды, верили в чудесные свойства деревьев. У абхазов и абазин бытует общий для народов Северного Кавказа эпос о богатырях-нартах. У них существовал обычай аталычества, когда, например, княжеских детей отдавали на воспитание в семьи крестьян.

Национальная кухня

Абхазская и абазинская кухня отличаются большим количеством блюд из мяса птицы, кукурузной муки и разнообразных молочных продуктов. В ходу острые специи. Оба народа издавна славятся традициями медоварения. Они и по сей день делают очень душистый мед, пьют медовую воду.

Одно из главных абхазских национальных блюд – это мамалыга, каша из кукурузной муки или крупы, она с успехом заменяет хлеб у кавказских народов. Существует целый ряд различных вариаций мамалыги – так, ее готовят с творогом, молоком, сыром. Мамалыга из кукурузной муки получается очень нежной и вкусной, хотя немного пресной. Однако если есть мамалыгу с сыром сулугуни, который кладут поверх каши, то его солоноватый вкус весьма дополняет собой эту «кукурузную кашу».

Предлагаем вам рецепт мамалыги «Абыста».

Ингредиенты: кукурузная мука мелкого помола – 2 стакана, вода – 4-5 стаканов, соль и 400-500 г сыра сулугуни.

Приготовление: Кукурузную муку просеять. Примерно половину муки, помешивая (чтобы не образовались комочки), всыпать в кастрюлю с толстым дном с горячей, но не кипящей, подсоленной водой и тщательно вымешать. Периодически помешивая, варить до образования кашеобразной массы. Затем, не забывая помешивать, засыпать оставшуюся муку, тщательно вымешать, накрыть крышкой и протомить в течение 15-20 мин. После еще раз размешать, загустевшая каша не должна прилипать к стенкам кастрюли. Снимите кастрюлю с огня и выложите мамалыгу на тарелку холмиком. Сверху уложите по 2-3 куска сыра сулугуни. Для приготовления каши на костре необходимо использовать чугунный котелок. Густую мамалыгу едят руками.

Абхазы и абазины в Санкт-Петербурге

Становление абхазского землячества в Петербурге неотрывно связано с именем искусствоведа Бочи Аджинджала (1937-2019), который в 1993 году создал в Северной столице культурно-благотворительное общество «Апсны». По его инициативе в Петербурге появились Абхазская воскресная школа и танцевальный ансамбль «Амра». Боча Аджинджал — автор книги «Абхазские воины на защите Ленинграда». Благодаря его инициативе на Пискаревском кладбище была открыта мемориальная доска в память об уроженцах Абхазии, погибших при обороне города на Неве. Боча Аджинджал также является исследователем жизни и творчества абхазского художника Александра Чачбы-Шервашидзе.

Шервашидзе-Чачба Александр Константинович (1867-1968) – первый профессиональный абхазский художник. В 1907-1918 годах работал сценографом в Петербургских императорских театрах, в 1918-1920 годах организовал в Сухуме первую детскую художественную студию. С 1920 года работал в Русском балете Сергея Дягилева в Париже. Художником созданы живописные полотна, графические листы, многочисленные эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам.

В 2018 году в Петербурге начало действовать представительство Всемирного абхазо-абазинского конгресса (ВААК) — общественной организации, созданной в Абхазии в 1992 году с целью укрепления единства абхазов и абазин, сохранения и развития их языка и культуры, оказания помощи соотечественникам. Высший совет ВААК возглавляет Мусса Экзеков.

Мусса Хабалевич Экзеков – российский ученый, предприниматель, меценат, общественный деятель, президент Международного объединения содействия развитию абазино-абхазского этноса «Алашара», заместитель главы Народного собрания Карачаево-Черкесской республики. Родился в Ставропольском крае, происходит из древнего рода абазинов-тапанта. В 1986 году закончил Ленинградский Технологический институт. Прошел путь от молодого специалиста до главного технолога, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Мастер спорта по вольной борьбе, основатель детской спортивной академии «Лидер». Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного технологического института.

Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?

Уважаемые читатели!

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с памирцами.

До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. Начиная с эпохи СССР этих людей чаще всего путали с таджиками. Между тем жители высокогорья имеют особую культуру, свои интересные обычаи и традиции. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания.

Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы.

Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет.

Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 годы), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Национальная одежда

Традиционная памирская мужская одежда летом — прямые рубахи свободного кроя и широкие штаны, зимой — шерстяной халат и овчинный тулуп. Женский костюм состоит из туникообразного платья и шаровар, узких в щиколотке. Зимой надевали по три шерстяных платья, голову покрывали платком. На ногах носили джурабы и сапоги-чулки из мягкой кожи.

В переводе с персидского «джурабы» означает «носки». Вяжут их крючком из бараньей или козлиной шерсти. Они хорошо согревают и обладают лечебными свойствами. В условиях Памира это очень важно: ведь холодный период здесь длится долго, и даже летом достаточно прохладно. А еще мастерицы говорят, что положительный заряд владельцу джурабов дает особый орнамент. Женщины в вязании используют древние арийские символы, а также растительные и животные узоры. У многих рисунков тысячелетняя история. Но особое внимание здесь уделяют цветовой гамме. Каждый цвет обозначает свое. Например, желтый – символ света, солнца, красный – счастья.

Когда на Памире в дом приходит гость, ему на плечо кладут джурабы, что означает радость встречи и заботу. Их дарят на праздники и значимые события в жизни. В приданом невесты джурабы есть обязательно.

Обычаи и нравы

Каждый элемент памирского дома имеет символическое значение. Опорой жилища служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи.

Интересны свадебные традиции памирцев. Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше. Когда она приходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка – это символ плодородия. Поднимая платок, друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка». Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях.

Национальная кухня

Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек. В рационе также присутствуют овощи, бобовые, свежие фрукты, сухофрукты, грецкие орехи. Мяса памирцы едят мало. От овец в основном получают молоко, из которого готовят кисломолочные продукты и овечий сыр. Суп варят из овощей, кислого молока или кефира и риса. Очень любят чай. Традиционный памирский чай «ширчой» готовится из черного чая с добавлением молока, соли и сливочного масла.

Для приготовления ширчоя потребуется:

— чай — 1/2 ч.л.

— молоко — 150 мл.

— сливочное масло — 10г.

— соль — по вкусу

В горячую воду всыпать половину чайной ложки чая (примерно на полстакана), влить 150 мл. горячего кипяченого молока, довести до кипения. Добавить 10 г. сливочного масла, посолить — и к столу.

Памирцы в Санкт-Петербурге

Впервые представители Памира приехали в Петербург в 1913 году. На праздновании «300-летия Дома Романовых» присутствовали Азиз Хан — правитель Шахдары, Такур Бек — правитель Алая и другие.

В годы Великой Отечественной войны многие сыновья Памира защищали Ленинград. Среди них: Калон Курбонов, Махмуд Додобов, Худобони. За отвагу и мужество они награждены медалью «За оборону Ленинграда».

В Санкт-Петербурге с 2000 года существует Межрегиональная общественная организация «Памир». Землячество гордится своими спортсменами. Председатель МРОО «Памир» Бахтибек Бердов, ушедший из жизни в 2019 году, был неоднократным чемпионом России по карате. В 1995 году в составе сборной Петербурга он стал обладателем Кубка Европы. Манучехр Зумратшоев — неоднократный чемпион России по регболу. Мадади Нагзибеков выступал за сборную города по боксу, является победителем международных турниров, призером чемпионатов России и Азии.

При землячестве существует фольклорно-этнографический ансамбль и танцевальная группа «Пари».

Многонациональный Петербург. Кто такие марийцы?

Уважаемые читатели!

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с марийцами.

Марийцы – финно-угорский народ. По результатам переписи населения 2010 года в России проживает около 550 тысяч марийцев, половина – в Республике Марий Эл. Марийцы делятся на три этнические группы — горных, луговых и восточных марийцев. Их традиции, национальный костюм и язык отличаются.

Предки марийцев появились на территории современного Волго-Вятского района в начале первого тысячелетия новой эры. Их земли раскинулись по обе стороны Волги. После монголо-татарского нашествия марийские земли вошли в состав Золотой Орды, а после ее распада — в состав Казанского ханства. В середине XVI века марийские земли стали частью Российского государства.

Со временем православие, русская культура и письменность стали заменять марийский язык и верования. Какая-то часть марийцев приняла ислам. Но ни христианство, ни ислам не смогли вытеснить язычество — марийцы все так же поклоняются многочисленным божествам и духам. Поэтому марийцев часто называют последними язычниками Европы.

В языческом пантеоне марийцев около 40 богов. Верховным богом-творцом считается Ош Поро Кугу Юмо — Белый Большой бог. К нему обращаются с главными молитвами. Также в марийской религии есть божества природных стихий: воды, леса, огня. Каждый из богов требует особого отношения и специальных ритуалов.

У марийцев нет традиционных церквей: богослужение и жертвоприношение происходят в священных рощах — кусото. Место для моления выбирает марийский жрец — карт. Он считается посредником между людьми и богами — именно он проводит всеобщий молебен общины.

Национальный костюм

Мужской марийский костюм состоял их холщовых штанов, вышитой туникообразной рубахи и кафтана. Обувались в лапти, кожаные сапоги и валенки. На голове носили валяные из шерсти шапки «теркупш».

Женский костюм в основном повторял элементы мужского, за исключением рубахи, которая была ниже колен, и передника. Женщины носили множество украшений нагрудных и поясных. На голове – сороку, шымакш, нашмак, головное полотенце с очельем (шарпан).

В женском марийском костюме каждому типу головного убора соответствует свой тип рубахи и одежды, свои украшения. Кроме того, женский костюм отличается в разных районах проживания, у каждого – свой способ изготовления, крой, силуэт, колорит, способ декоративной отделки.

Марийки всегда были и остаются искусными вышивальщицами. Практически все формы женского и мужского народного костюма украшались сложной и богатой вышивкой. Для изготовления марийского костюма использовались льняной и конопляный холсты.

Национальная кухня

Марийская кухня богата, разнообразна и проста в приготовлении. Супы готовят на мясном, грибном и рыбном бульонах, на овощном, фруктовом, ягодном отварах, на молоке и хлебном квасе. Заправляют овощами или крупами. Их особенностью является слегка кислый или солоноватый вкус. Среди вторых блюд популярны отварная круглая колбаса «шырдан», домашняя колбаса из кусочков мяса с салом и кровью «сокта», лосятина, тушеная медвежатина.

Из творога готовят сухие сырники «туара», творожные шарики в молоке, творожный напиток.

Распространенным угощением у марийцев являются «команмелна» – трехслойные блины, которые выпекают по праздникам в большом количестве, укладывают стопками, смазывая маслом каждый блин.

Предлагаем один из вариантов рецепта трехслойных марийских блинов:

Для 1-го слоя – мука ржаная или пшеничная 240 г, 1 яйцо, соль;для 2-го слоя – мука овсяная или крупа манная 40 г, простокваша или кефир 128 г, сметана 80 г;для 3-го слоя – крупа овсяная 120 г, сметана 200 г. (Толщина готового блина 7 мм.)

Пресное крутое тесто из муки, яиц и соли раскатать по размеру сковороды в тонкую лепешку толщиной 1,5- 2 мм. Лепешку слегка подрумянить в жарочном шкафу, затем смазать густой смесью овсяной муки, простокваши или кефира и сметаны. Блин снова подрумянить, затем положить третий слой – овсяную крупу, которую в течение 8-10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпечь, смазать топленым или сливочным маслом. Подавать горячими.

Марийцы в Санкт-Петербурге

В ноябре 1997 года марийцы Северной столицы создали общественную организацию «Санкт-Петербургский центр марийской культуры» под руководством Василия Соколова. В апреле 2013 года – Автономную некоммерческую организацию «Марийское землячество Санкт-Петербурга», председатель – Ирина Смирнова. Смена названия не снизила активности петербургских марийцев.

По инициативе землячества в 2014 году впервые состоялась «Финно-угорская пасха». В 2013 и 2019 годах прошли межрегиональные выставки «Родом из Марий Эл», на которых были представлены работы марийских художников. В 2020 году – выставка-конкурс, посвященная памяти марийского национального героя, защитника блокадного Ленинграда Зосима Краснова.

Зосим Краснов (1924-1984) – участвовал в прорыве блокады Ленинграда и её окончательном снятии. Два раза был тяжело ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «отвагу и мужество, проявленные в Висло-Одерской операции» красноармеец Зосим Краснов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

12 сентября 2020 года в Санкт-Петербурге на Пискаревском кладбище открыли мемориальную плиту, увековечившую подвиг марийцев – защитников блокадного Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны на фронт ушел каждый четвертый житель региона, почти половина бойцов погибла или пропала без вести.

Уважаемые читатели!

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с ненцами.

Ненцы – самый большой из коренных малочисленных этносов севера России (44 640 человек согласно переписи 2010 года). У его представителей один из самых высоких уровней владения национальным языком (более 70 % называют ненецкий родным). А ещё это единственный северный этнос, название которого упоминается в наименованиях трех административно-территориальных образований: Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в Красноярском крае.

Ненцы относятся к уральской контактной малой расе, которая сочетает в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические признаки. Ненцы делятся на две этнотерриториальные группы: лесных и тундровых. Первые — жители тайги междуречья Оби и Енисея, вторые (а их — подавляющее большинство) — обитатели тундры, расселившиеся вдоль побережья Северного Ледовитого океана — от Кольского полуострова до Таймыра.

Ненцы говорят на языке самодийской группы, который вместе с языками группы финно-угорской образует уральскую языковую семью. В 1932 году на основе латинской графики появился первый ненецкий букварь «Новое слово», составленный Г.Н. Прокофьевым. За основу букваря был взят диалект тундровых ненцев. В 1936 году ненецкая письменность была переведена на русскую графическую основу.

На протяжении веков складывалась традиционная культура ненцев, максимально приспособленная к природным условиям их обитания: занятие оленеводством, связанные с ним кочевой образ жизни и переносное жилище, средства передвижения, не разрушающие хрупкий покров тундры, одежда, достаточно тёплая и удобная.

В религиозных верованиях ненцев господствовали анимистические представления (Anima – душа, отсюда – «анимизм»). Весь окружающий мир представлялся им населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы.

В мифологии ненцев Вселенная представляется в виде трех миров, расположенных вертикально один над другим – Верхнего мира, Среднего мира, Нижнего мира. Верхний мир находится над землей и состоит из семи небес, населенных божественными созданиями. Средний мир – Земля, она кроме людей населена многочисленными духами – хозяевами всего того, что окружает человека в его земной жизни. Земля плоская, окружена морем. Нижний мир расположен под землей и также состоит из семи ярусов, на которых обитают злые духи, приносящие болезни и смерть.

Творцом всего живого ненцы считают владыку неба Нума. Именно этот бестелесный старец послал священную гагару достать из воды ком глины, из которого и появилась земля. Его жена — «Мать- земля» — хранительница всего живого. А противостояло Нуму злое божество Нга, правитель подземного мира, насылающий на людей смерть и болезни.

Дважды в год — осенью и весной — верховному богу Нуму приносили в жертву белого оленя. А кроме того, ему посвящали оленей живых. На боку животного все той же белой масти, ни разу не ходившего в упряжке, ставили своего рода печать (тамгу) — знак Нума. После чего оленя отпускали обратно в стадо, но он уже не выполнял никакой работы, к нему старались даже не прикасаться.

Национальная одежда

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек – это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек – у которого есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда ненцев состоит из малицы и меховой обуви. Малица – глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. По подолу идет опушка – панда. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор ненцы носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Непременный атрибут –кожаный пояс, к которому подвешивают нож, мешочек с огнивом и клык медведя для удачи на охоте.

Женщины носят распашную шубу – паны. Верх шьётся из камусов (шкур с верхней части ног оленя) мехом наружу, низ – из песца. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантом. Поверх надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясываются длинным поясом с медным кольцом-пряжкой. Меховой капор – сава – надевается отдельно.

Одежда детей во всем похожа на одежду взрослых, с той лишь разницей, что на уровне груди часто пришивают колокольчики, которые звенят при каждом движении.

Национальная кухня

У ненцев свой особый рацион. Это рыба и мясо. Причем чаще всего мясо оленя, и чаще всего сырое! Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила ненцев питаться сырым мясом с кровью. Ведь организм требует витаминов, особенно С и В2. А где их взять? Конечно же, в оленине. Там их достаточное количество. И именно поэтому ненцы никогда не болели цингой. Если мясо не съедают сразу, тогда готовят впрок. Для этого мясо зарывают в промерзшую землю. Иногда коптят и вялят на солнце.

Лакомым блюдом у ненцев считались молодые оленьи рога. Отрезанные мягкие концы рогов бросали в огонь, и спалив шерсть, соскабливали ее ножом.

Добывают ненцы и дичь: куропаток, гусей, уток. Весной собирают гусиные яйца.

Рыбу ненцы солят, коптят, вялят, морозят. Ненцев часто считают чуть ли не чемпионами по сыроедению – не в последней степени это связано с традицией употребления строганины. В холодное время года, где-то с конца сентября, рыбу, не потроша, замораживают и в таком виде заготовляют на зиму. Перед подачей с нее ножом снимают чешую, а потом разрезают на две половины вдоль хребта; за столом уже каждый, вооружившись ножом, срезает с этих половин кусочки и ест, часто макая в соль.

А еще из рыбы готовят юколу. После того как рыбу выловили, ее сразу чистят и разделывают. Кости, головы и внутренности выбрасывают, оставляя только боковины с хвостовой перемычкой. После этого куски поперечно надрезают и развешивают на шестах. Затем часть сушеной рыбы варят в рыбьем жире и едят. Также рыбий жир используют как лакомство — в него макают рыбу и лепешки во время еды.

Из растительной пищи, ненцы употребляли главным образом морошку, которая встречается в ненецких тундрах в большом количестве. Собирали и ели также голубику, бруснику. Кстати, ненцы не употребляют в пищу грибы. Когда-то давным-давно заметив, что олени очень любят грибы, ненцы сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство, тем более, что грибной период в тундре длится всего несколько дней, да и не настолько их много, чтобы могло хватить и людям, и оленям.

Чай — король стола в чуме! Употребляется он в огромных количествах. Его обычно заваривают прямо в котле или чайнике и кипятят, получая очень крепкий напиток. В качестве чайной заварки раньше использовали листья морошки и траву иван-чай.

Ненцы в Санкт-Петербурге

С городом на Неве связана судьба первого ненецкого ученого-лингвиста, литератора, фольклориста и переводчика Антона Петровича Пырерки. Антон Пырерка (Пыря) родился в Большеземельской тундре в семье бедного оленевода в 1905 году, в шесть лет мальчик остался сиротой. Был направлен комсомольской организацией на учёбу в Москву – в Коммунистический университет трудящихся Востока. После его окончания стал аспирантом Института народов Севера в Ленинграде. Участвовал в создании письменности и первых учебников для ненецких школ. Антон Пырерка – автор более десяти учебников и учебных пособий, первого русско-ненецкого словаря «Оленеводческая терминология», нескольких сборников национальных сказок и автобиографической повести «Младший сын Вэдо». Им был сделан перевод стихов А.С. Пушкина на родной ненецкий язык. В самом начале Великой Отечественной войны Антон Пырерка добровольцем пошёл защищать Ленинград от фашистских захватчиков. Осенью 1941 года он погиб в районе Стрельны.

В Северной столице живет известный педагог, исследователь ненецкого языка, первый учёный среди ненецких женщин – Мария Яковлевна Бармич. Мария Яковлевна – почетный профессор РГПУ имени Герцена, преподаватель самодийских языков Института народов Севера, почетный гражданин Ненецкого автономного округа. Ей принадлежат более 150 работ высокой научной и практической значимости, порядка 40 учебников и учебных пособий, одна из самых значимых работ – «Русско-ненецкий словарь».

19 июня 2007 года — дата рождения землячества «Нятва — Дружба» Ненецкого автономного округа (НАО) в Санкт-Петербурге. Руководит землячеством Константин Кимович Хатанзейский. Целью организации стало объединение людей, живших когда-то в округе или связанных с ним по работе. Землячеством проводятся спортивные соревнования, экскурсии и культурные мероприятия, оказывается поддержка в организации выставок и выступлений художественных коллективов из округа.

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Северной столице. Сегодня мы предлагаем познакомиться с адыгами.

Адыги — самоназвание коренного народа Северного Кавказа, который также известен как черкесы. В СССР он оказался разделен административными границами и названиями. Кабардинцы (520 тысяч) живут в основном в Кабардино-Балкарии, черкесы (73 тысячи) — в Карачаево-Черкесии, адыгейцы (125 тысяч) — в Адыгее.

Адыги являются мусульманами-суннитами. Ислам оказывает большое влияние на традиции и быт народа. Но не меньшее значение имеет древний свод правил «Адыгэ хабзэ» — неписаные нормы поведения на все случаи жизни как всего общества, так и каждого человека. Достоинством у адыгов всегда считалась скромность. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни – в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти.

Национальный костюм

Одежда адыгов была предельно практичной, типичной для всех народов Северного Кавказа. У мужчин — черкеска с карманчиками-газырями для пеналов с порохом и пулями. Она не стесняла движений, очень подходила для боя и верховой езды, особенно в горах. Князья носили белые черкески, дворяне — красные, крестьяне — черные и серые.

Носили черкеску поверх бешмета с высоким воротником, который обычно виднелся в широком вырезе. Он плотно облегал тело до талии, а ниже плавно расширялся, чем подчеркивал стройность стана джигита. Бешмет застегивали на «узелки» и петли.

Шапка — чаще всего папаха — играла важную роль в жизни горцев. Она символизировала достоинство мужчины, и ее было не принято снимать ни в помещении, ни даже за столом. Дополнял головной убор башлык – своеобразный капюшон с длинными полями-лопастями. Башлык надевали под шапку и носили на плечах, заткнув концы за пояс. Также их могли обматывать вокруг шеи, например, во время езды верхом.

Всю красоту родной земли адыги вложили в женский костюм – традиционное платье «сай». Оно имело покрой черкески и надевалось поверх рубахи или кафтанчика. Шилось из бархата, плотного шелка или сукна. Передняя часть представляла собой цельнокроеный клин по всей длине. Сай всегда украшался золотошвейным узором. Поверх него девушки надевали серебряные или позолоченные пояса, украшенные традиционными орнаментами.

Интересной особенностью было то, что у женщин существовали деревянные ходули — «пхъэ цуакъэ». Эти своеобразные туфли у женщин высших сословий достигали 12 см и были обтянуты бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями.

Национальная кухня

Летом в рационе адыгов преобладали молочные продукты и овощи, зимой и весной — мясная и мучная пища. Вареное мясо запивали бульоном, жареное — кислым молоком.

Главное блюдо адыгской кухни — густая каша («пастэ», она же мамалыга) из кукурузной муки или пшена, которую можно резать на кусочки, подавать с мясом, обжаривать, запекать с сыром, смешивать с соусами, крошить в молоко.

Особое ритуальное и праздничное кушанье — «хъэлыуэ» — халва, приготовленная из меда и поджаренной на масле пшенной муки, сахара и воды.

Национальным достоянием является адыгейский сыр (свежий или копченый), который, как и пастэ, может быть составной частью многих блюд.

Согласно легенде, секрет приготовления адыгейского сыра одной юной девушке открыл бог Амыш – покровитель домашних животных. Девушка спасла в бурю стадо животных, была наречена новым именем – Адыиф («Светлорукая»), а затем получила рецепт сыра. В оригинале адыгейский сыр называется «матекъуае» – словом из двух составляющих: «къуае» – сыр и «мате» – корзинка. И, правда, для приготовления сыра обязательно используют специальные корзиночки из ивовых прутьев – «бжалъэ». Они и оставляют на краях изящный орнамент.

Технология создания ароматного продукта сохраняется на протяжении многих веков. В среднем для приготовления одной головки некопченого сыра нужно около 9 литров свежего коровьего молока средней жирности. Молоко нагревается до 95 градусов, в него в течение 15-30 минут вводят кисломолочную сыворотку. Дожидаются сворачивания и выкладывают в корзинки образующиеся сгустки. Лишняя жидкость с сыра постепенно стекает, а он сам получается округлым. В середине и конце варки сыровары добавляют соль.

Адыги в Санкт-Петербурге

С городом на Неве неразрывно связаны имена таких всемирно известных деятелей культуры, как Юрий Темирканов и Михаил Шемякин.

Юрий Хатуевич Темирканов – выдающийся отечественный дирижер, народный артист СССР, художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии. Маэстро считает самым важным делом – работу в городе на Неве и всегда с невероятным теплом говорит о нем. Кабардинский петербуржец Темирканов всем сердцем любит и малую родину – место своего рождения Кабардино-Балкарию.

Работы художника и скульптора Михаила Шемякина – памятник Петру I в Петропавловской крепости и жертвам политических репрессий на набережной Невы – уже стали символами Северной столицы. Михал Михайлович – народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, потомок древнего кабардинского рода Кардановых.

С 1993 года в Петербурге действует Общественная организация «Черкесское общество «Адыгэ Хасэ». Она создана в целях возрождения национальной (адыгской) черкесской культуры среди ее представителей, живущих в городе на Неве. Президент общества – Бислан Мугдинович Хамхоков. Члены «Адыгэ Хасэ» принимают активное участие в этнокультурной жизни Северной столицы.

При землячестве создан детский ансамбль Танцевальной студии «Нарт». Коллектив не раз был участником самых разных конкурсов и фестивалей, дошел до полуфинала Международного телевизионного проекта Folk of Dance.

Одним из решающих факторов всемирно-исторической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией и ее сателлитами явились единство и сплоченность народов нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. В суровые годы войны все народы нашей страны сплотились вокруг героического русского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны.

С первых же дней войны тысячи дагестанцев по зову сердца и Родины, по призыву партийно-советских органов прямо с митингов, прокатившихся по всем населенным пунктам Дагестана, направлялись в военные комиссариаты с заявлениями – зачислить их в ряды действующей армии добровольцами.

Только за четыре дня (с 22 по 26 июня 1941 года) от дагестанцев поступило 3350 заявлений, в том числе 677 — от женщин. Заявления с просьбой отправить добровольцами на фронт поступали на протяжении всей войны. В тяжелые дни 1942 года, когда гитлеровские орды подошли вплотную к границам Дагестана, более 15 тысяч дагестанцев добровольно вступили в ряды Красной Армии.

Осенью того же 1942 года из добровольцев-горцев был сформирован и в середине октября отправлен на фронт кавалерийский эскадрон Кара Караева, прошедший славный боевой путь от Моздока до Берлина. Тогда же свыше 800 девушек- добровольцев были зачислены в 744-й зенитно-артиллерийский полк. В 1943 году 23 308 человек подали заявления о добровольном вступлении в ряды Красной Армии, из них на фронт было отправлено 12 553 человека.

Кроме того, в 1941-1942 годах более 24 тысяч человек дагестанцев добровольно вступили в отряды народного ополчения, сформированные из граждан, не подлежащих воинской обязанности, главным образом из мужчин старше 55 лет.

Многие ополченцы добровольно влились в ряды сражающейся Красной Армии. В дни войны целые партийно-комсомольские организации и семьи подавали заявления с просьбой отправить на фронт. А. Абдулгамидов из аула Уркучи-Махи Акушинского района отправил на фронт 12 сыновей и внуков. Т. Тагирова из села Ахты проводила на фронт семерых сыновей. У Эфендиевых из сел. Кумух пятеро защищали Родину, причем один из них был начальником политотдела дивизии, затем командиром полка. Шестеро братьев Исмаиловых из сел. Каха Ахтынского района сражались на фронте за Отечество. Четверо мужчин из семьи мегебца И. Гаджиева воевали с врагом. Один из них — Магомед Гаджиев — легендарный подводник, под его командованием подводная лодка провела небывалый в истории морских сражений бой в надводном положении с тремя кораблями противника: два из них уничтожили, а третьего обратили в бегство. Из семьи М. Магомедова из сел. Арчо Ахвахского района на фронт отправились семеро братьев, из них пятеро погибли. Ахмед Галимов из аула Усуг Курахского района отправил на фронт всех своих четырех сыновей, и все погибли на фронте, сражаясь с фашизмом.

В Дагестане почти не было семьи, из которой не отправились на фронт мужчины отстаивать независимость Родины. Всего в годы войны Дагестан дал фронту 180 тыс. мужественных воинов, т. е. каждый шестой дагестанец участвовал в ВОВ, из них погибло более 90 тыс. человек.

Численность Дагестана, по данным переписи 1939 года, составляла 1 млн. 23 тыс. 317 человек. Следовательно, число дагестанцев, отправленных на фронт в годы войны, нужно признать весомым.

Дагестанцы плечом к плечу с сыновьями и дочерями героического русского народа и других братских народов достойно защищали Родину и сражались на всех фронтах войны, на земле, море и в воздухе против немецко-фашистских агрессоров. Десятки тысяч дагестанцев награждены орденами и медалями.

60 человек заслужили звание Героя Советского Союза, 7 человек стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней.

Трое дагестанцев в годы войны командовали дивизиями. Кровью своей дагестанцы скрепили узы дружбы с братскими народами нашей страны в суровые годы Великой Отечественной войны.

Дагестанцы героически сражались у стен Бреста, Ленинграда, Москвы, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Новороссийска, в Белоруссии и на Украине, в горах Кавказа, активно участвовали в освобождении европейских народов и народов Кореи и Китая от фашизма и японского милитаризма.

На весь мир прославился дважды Герой Советского Союза, сын уроженца селения Цовкра Кулинского района Амет-Хан Султан.

За годы войны он совершил 602 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, сбил лично 30 и в групповых сражениях 19 самолетов противника, совершил таран. Последний стервятник был сбит им над Берлином.

Не померкнет слава об аварце из аула Мегеб Гунибского района Магомеде Гаджиеве. Он командовал дивизионом подводных лодок в Баренцевом море.

«Это первый случай в истории, когда подводная лодка, потопив транспорт, охраняемый конвоем, уничтожила и сам конвой». На боевом счету дивизиона Магомеда Гаджиева двенадцать смелых, мастерски проведенных операций, 27 потопленных кораблей.

На боевом счету летчика морской авиации, кумыка Юсупа Акаева из города Буйнакска свыше 70 уничтоженных и выведенных из строя плавучих единиц, в числе которых 1 эсминец, 16 транспортов, 8 торпедных катеров, а также четыре самолета. Боевые товарищи называли его «человек-легенда», «храброе сердце».

Подвиг Александра Матросова повторил ногаец из Терекли-Мектеба Халмурза Сахатгереевич Кумуков.

Спустя более полувека после Победы Родина достойно оценила подвиги отважного дагестанца Абдул-хакима Исмаилова, водрузившего со своими товарищами Красное знамя – Знамя Победы над рейхстагом и мужественного командира батальона Магомеда Гамзатова.

Им присвоено звание Героя России.

На Ленинградском фронте кумык, военный врач Абусаид Исаев, будучи ранен, не покинул операционную и, продолжая работать, спас жизнь лейтенанту Петрову и еще семи воинам. Он скончался от большой потери крови, отдав жизнь свою за товарищей.

На Ленинградском фронте воевали более 10 тыс. дагестанцев, 1200 из них похоронены на Пискаревском кладбище. На мемориальном комплексе «Синявинские высоты» и «Невский пятачок», где прошли ожесточенные, кровопролитные бои, в числе которых находилось и несколько тысяч дагестанцев, установлены памятные стелы дагестанцам, героические защитившим невскую землю.

Именем дагестанца гвардии лейтенанта Михраба Ибрагимова назван школьный музей в Санкт-Петербурге.

В годы войны из рядов дагестанцев-фронтовиков выросли замечательные командиры, которые не только проявляли личную доблесть, но и отлично овладели теорией и практикой военного искусства.

Уроженец Хасавюрта Михаил Петрович Воробьев стал маршалом инженерных войск.

Генерал Сызранов, командовавший 416-ой Таганрогской дивизией, в состав которой входил Дагестанский кавалерийский эскадрон, писал: «Воины-дагестанцы в наших рядах сражались стойко и храбро. Потомки легендарного героя, народного полководца Шамиля, наносили врагу могучие удары».

Дагестанцы, как и другие народы нашей страны, Великую Победу приближали не только на фронте, ее ковали также в тылу, обеспечивая фронт вооружением, боеприпасами, снаряжением, обмундированием, продовольствием. Несмотря на большие трудности, трудящиеся в короткий срок перевели экономику республики на обслуживание нужд фронта.

Достаточно указать, что к середине ноября 1941 года из 40 промышленных предприятий Махачкалы 22 уже выполняли военные заказы. Производству необходимой фронту продукции подчинили Двигательстрой, завод им. М. Гаджиева, ремонтные мастерские махачкалинского завода, химзавод, нефтеперегонный, бондарный заводы, мебельную фабрику, стекольный завод «Дагогни», предприятия легкой и пищевой промышленности. В исключительно сжатые сроки были размещены на территории республики эвакуированный из Запорожской области машиностроительный завод, эвакопредприятия из г. Ростова-на-Дону — «Красный металлист», «Красное знамя», «Красный молот» и другие.

Промышленность Дагестана выпускала около 40 видов вооружения и боеприпасов: минометы, пулеметы, бомбы, мины, гранаты, патроны и другие военные изделия.

Ежемесячно промышленность Дагестана выпускала 1200 минометов, 100 тыс. мин, 16 тыс. артиллерийских снарядов, 30 тыс. гранат, 40 тыс. противотанковых фугасов, 10 тыс. пистолетов-пулеметов Шпагина, значительное количество авиабомб, торпед и т.д.

В 1942 году в период исторических сражений за Сталинград и Кавказ для удовлетворения нужды 4-й и 58-й армий Северной группы Закавказского фронта изготовляли до 216 названий военных изделий и наладили их массовое произ-о. Такие предприятия, как Двигательстрой, завод им. М. Гаджиева, нефтеперегонный, консервный комбинат им. М. Горького, Махачкалинское отделение железной дороги, неоднократно выходили победителями во Всесоюзном соревновании и завоевали Красные Знамена Государственного Комитета Обороны СССР и ВЦСПС. Коллектив завода им. М. Гаджиева, например, за годы войны увеличил выпуск продукции в 4 раза и только в 1945 году 7 раз завоевал Красное Знамя ГКО и 2 раза ВЦСПС и Министерства морского флота СССР.

Нефтяники Дагестана в годы войны увеличили добычу нефти на 165 %, газа — в 4 раза и дали фронту и народному хозяйству страны 813 тыс. тонн нефти и 120,5 тыс. тонн газа. Работники консервной и рыбной промышленности дали Красной Армии и стране 180 млн. банок рыбных и овощных консервов, 2 млн. 52 тыс. центнеров рыбы и т. д. В 1944 году Дагестан выпускал 12 % общесоюзного производства консервов, 8 % добычи рыбы, 8 % стекла и т. д. Колхозы Дагестана за 1941-1944 годы, выполняя долг перед Родиной, сдали государству 120 тыс. тонн зерна, 48 тыс. тонн мяса, 1332 тонны масла, 1134 тонны брынзы, около 50 тыс. тонн шерсти, 2 млн. штук кожевенного сырья, десятки тысяч тонн винограда, плодов, овощей и другой сельскохозяйственной продукции. В 1944-1945 годах поголовье крупного рогатого скота в колхозах Дагестана увеличилось на 20,7 %, лошадей — на 22,4 % и овец и коз – на 34,8 %. За успехи в деле развития животноводства Дагестан в 1944-1945 годах трижды заслужил Красное Знамя ГКО и Совета министров СССР. Были удостоены Красного Знамени ГКО также передовые районы — Лакский (дважды) и Хунзахский.

Интеллигенция Дагестана в годы войны с честью выполнила свой долг перед Родиной, внося посильный вклад в дело разгрома фашизма. Достаточно указать, что благодаря труду медицинских работников здравоохранения и забот трудящихся Дагестана о раненых воинах с июня 1941 г. по 1 июля 1945 гг. 76 % раненых бойцов и командиров Красной Армии были возвращены на фронт.

За годы войны народы Дагестана, без Кизлярского, Тарумовского и Караногайского районов, вошедших в состав республики в 1957 году, в фонд обороны страны внесли свыше 1 млрд. рублей. На средства, собранные трудящимися Дагестана, были построены 3 бронепоезда, танковая колонна имени Шамиля, авиаэскадрильи им. У. Буйнакского, В. Эмирова, М. Дахадаева, Г. Саидова, Д. Богатырева и другие.

Горцы республики за первые два года войны собрали и отправили для защитников Отечества 150 вагонов с теплыми вещами. Кроме того, руками горянок было изготовлено свыше 1 млн. пар шерстяных носков и перчаток.

Рабочие, колхозники и интеллигенция Дагестана собрали и отправили на фронт 140 вагонов продовольственных и вещевых подарков, 80 тысяч индивидуальных посылок.

В Дагестане был создан фонд колхозной помощи освобожденным от оккупантов районам. Туда было отправлено 1500 голов крупного рогатого скота, 28 тыс. овец и коз, 2100 лошадей, сотни тонн зерна и других продуктов, оборудования.

Только для восстановления города русской славы, города-героя Севастополя горцы Дагестана собрали около 5 млн. рублей и отправили 12 вагонов продовольствия и дефицитных стройматериалов. Несмотря на трудности военного времени, дагестанцы сделали все, чтобы обеспечить фронт всем необходимым, и внесли свой посильный вклад в достижение Победы

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Санкт-Петербурге. Сегодня предлагаем Вам поближе познакомиться с татарами.

Татары — тюркский народ, второй по численности в России (свыше 5,3 млн человек).

К XIII веку на территории нынешнего Татарстана существовало государство Волжская Булгария, которое было покорено монголами и вошло в состав Золотой Орды. Позднее здесь образовалось Казанское ханство. В XVI веке его завоевал Иван Грозный. Многие татарские дворяне (мурзы) приняли православие. Все они получали княжеский титул. Так среди русских дворян появились Апраксины, Аракчеевы, Державины, Карамзины, Кочубеи, Куприны, Мичурины, Нарышкины, Строгановы, Тимирязевы, Тургеневы, Ушаковы, Чаадаевы, Шереметевы, Юсуповы… Русский историк-генеалог Евгений Карнович писал: «Большая часть нашего «коренного» дворянства — иноземного происхождения, преимущественно татарского».

Татарский национальный костюм

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан). Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток. Неотъемлемой частью женской рубахи являлся нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом.

Верхняя одежда татар была распашной. К такой одежде можно отнести камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда, утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью.

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние и выходные. Домашним головным убором являлась тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Самый популярный девичий головной убор – калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад.

Верхняя национальная татарская обувь – это сапожки (читек, ичиги). Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные сапожки, выполненные в технике кожаной мозаики.

Национальная кухня

В древности татары были кочевниками и перемещались по степям вместе с семьями и всем своим хозяйством. Основу рациона составляло мясо, кочевавшее рядом с человеком: баранина и конина. Реже говядина и никогда свинина.

Татарская кухня славится мясными супами и бульонами (шурпа, токмач), мучными печеными изделиями – в первую очередь беляшами, разнообразными лакомствами – чак-чак, кош теле и урама (хворост), баурсак (пончики), губадия (сладкий пирог). Из квашеного молока татары готовят напиток катык, а при удалении из него сыворотки получается сюзьма – татарский творог. Татары — большие поклонники чаев на травах, а также с молоком и солью.

Предлагаем вашему вниманию рецепт татарского эчпочмака с говядиной.

Эчпочмак – пирожок в форме треугольника с начинкой.

Ингредиенты:

Для теста: 1 стакан воды, 1 яйцо, 1 ч.л. дрожжей, 1 ч.л. соли, сахар по вкусу, 3 стакана (или 350 г) муки, 3 ст.л. подсолнечного масла.

Для начинки: 500 г говядины, 10 картофелин, 3 головки репчатого лука, соль и черный перец по вкусу, 2 ст.л. подсолнечного масла.

Способ приготовления:

Начинка: говядину, картофель, репчатый лук порежьте кубиками небольшого размера, заправьте солью и черным перцем, добавьте масло и дайте немного настояться.

Тесто: в стакане теплой воды разведите дрожжи, добавьте яйцо, соль и сахар. Все это смешайте с мукой, добавьте подсолнечное масло, замесите тесто и оставьте в тепле на час-полтора. После того как тесто поднимется, разделите его на небольшие шарики и раскатайте лепешки. Затем положите на лепешки начинку, приподнимите с трех сторон края теста, защипните так, чтобы в середине осталось небольшое отверстие и отправляйте в духовку. Эчпочмак печется около 45 минут.

Национальные праздники

Поскольку большинство татар исповедуют ислам, то они отмечают мусульманские праздники: Ураза-байрам (в честь окончания поста в месяц Рамадан), Курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Широко празднуется Новруз (Новый год). Но наиболее известен Сабантуй (праздник плуга). Он проводится по окончании посевных работ и сопровождается скачками и разными состязаниями. В том числе в лазании на столб и национальной борьбе курэш (победитель получает живого барана).

Татары в Санкт-Петербурге

Татары с первых же дней основания Санкт-Петербурга играли важнейшую роль в жизни Северной столицы и были одними из первых ее строителей. Не случайно рядом с Петропавловской крепостью на территории первого центра города располагались Татарская слобода и Татарский рынок. Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней «Татарский переулок».

Основную часть петербургских татар представляли дворяне, военные, духовенство, мещане и купцы. Татары вели крупную торговлю мехами, кожей, коврами и ковровыми тканями, сукном, легкими тканями, галантерейными товарами, готовым платьем.

В начале XVIII века через реку Фонтанку был построен деревянный мост батальоном рабочей команды, которым командовал подполковник Аничков. По преданию, родоначальником старинного рода Аничковых был татарский царевич Берка, перешедший в начале XIV века из Золотой Орды на службу к Ивану Калите.

В 1881 году ахун второго магометанского прихода Атаулла Баязитов от имени петербургских мусульман обратился к властям за разрешением на строительство мечети. Первое богослужение в мечети прошло 21 февраля 1913 года в день празднования 300-летия дома Романовых…

Во время Великой Отечественной войны из Татарстана 700 тысяч человек ушли на фронт, вернулась лишь половина. Около 20 тысяч погибли в боях за Ленинград. 17 уроженцев Татарстана удостоены звания Героя Советского Союза за участие в боях по освобождению города на Неве.

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Санкт-Петербурге. Наш город с первых дней своего существования является многонациональным сообществом. В нем представлено множество национальностей и все основные мировые конфессии. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с удмуртами.

Удмурты – один из коренных народов Среднего Урала, относящийся к финно-угорской группе. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян. Основная часть удмуртов сегодня живет на исторической родине – в междуречье Камы и Вятки, в пределах Удмуртской Республики.

До середины 16 века удмурты не были единым народом, они делились на северных и южных, внутри было несколько локальных групп. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. Южные удмурты попали под влияние Волжской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства.

Национальный костюм

Традиционная удмуртская одежда шилась из белого, красного и черного цветов, положенных в основу герба и флага Республики Удмуртия. Северо-удмуртский женский костюм состоял из белой прямой рубахи со съемным вышитым нагрудником, белого халата с поясом и передника без грудки. Одежда южно-удмуртских женщин включала рубаху, камзол в талию или безрукавку и передник с высокой грудкой. Под рубахой носились штаны. В холод надевали шерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувались в лапти, башмаки или валенки. Головные уборы – платки, шапочки, повязки – указывали на семейное положение женщины. Вся одежда украшалась бисером, бусинами, монетами. Удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки прямого кроя с невысоким стоячим воротником, подпоясанной плетеным или кожаным поясом, и штанов. Поверх надевали белый холщовый халат или суконный зипун, зимой – овчинную шубу. Голову покрывали шляпой или овчинной шапкой. Обувались в лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку с огнивом, трутом и другими вещами.

Национальная кухня

На формирование удмуртской кулинарной традиции оказали влияние традиционные занятия удмуртов: пашенное земледелие и животноводство. В основном удмурты выращивали рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху, ячмень, лен.

Из выращенных злаков удмурты получали крупы и варили каши. А также пекли хлеб изо ржи и пшеницы. Праздничный стол в Удмуртии и 300 лет назад, и сейчас богат пирогами. Начинки в них весьма разнообразны. Удмуртские пироги могут быть с кашей, мясом, рыбой, картофелем, калиной, малиной, даже клубникой. Много в удмуртской кухне и киселей: овсяный, гороховый, молочный, черемуховый, калиновый и другие.

Молочные продукты также издавна любимы удмуртами. Они пили свежее молоко, а также употребляли в пищу продукты его переработки: сметану, творог, масло. Из заквашенного кипяченного молока готовили кисломолочный напиток – “дйолпыд”.

В особом почете был местный квас (“сур”). Готовили его из ржаной муки, добавляли хмель, лабазник, анис, березовый лист.

Наиболее употребляемое удмуртами мясо – говядина, баранина, порой

конина. Свинину удмурты ныне тоже едят, но мало, причем, в южных районах республики меньше, чем в северных. В удмуртской кулинарной традиции – варить мясо.

Главным блюдом удмуртской кухни являются пельмени с разнообразными начинками – с грибами, творогом, мясом и даже с редькой. Собственно, именно отсюда с территории современной Удмуртии и Пермского края пельмени начали свое победное шествие по всей России. Удмурты в этом абсолютно уверены, и в столице республике, Ижевске, есть даже памятник пельменю.

Предлагаем рецепт пельменей с редькой:

Для начинки берем 600 г редьки, 100 г лука, 300 г сметаны, соль.

Для теста – 700 г муки, 1,5 ст. воды, 1 яйцо, соль.

Готовим тесто: просеиваем муку, в мучной горке делаем лунку, наливаем воду, разбиваем яйцо, добавляем соль и замешиваем крутое тесто. Из теста раскатываем жгут толщиной в большой палец и нарезаем ромбики одинаковых размеров, посыпаем их мукой и тонко раскатываем.

Редьку чистим, натираем на терке, добавляем рубленый лук, сметану, соль по вкусу и размешиваем. Готовый фарш накладываем ложечкой на сочень из теста и защипываем по края. Варим пельмени в подсоленной воде 10 минут. Подаем со сметаной или растительным маслом.

Еще одно старинное удмуртское блюдо – это перепечи – маленькие открытые пирожки с разнообразными начинками. Настоящий интерес к перепечам возник не только у россиян, но и жителей других стран после феерического выступления на конкурсе «Евровидение» удмуртского коллектива «Бабушки из Бураново», которые не только пели в национальных костюмах, но и прямо на сцене «пекли» исконное национальное блюдо – перепечи.

Интересный факт

Удмуртская земля является родиной знаменитого бренда «Калашников» — одного из символов России. Сюда, на Ижевский мотозавод, в марте 1948 года для разработки и изготовления первой партии своего автомата «АК-47» был направлен Михаил Калашников. С того дня вся жизнь ставшего знаменитым на весь мир конструктора стрелкового оружия была связана с Ижевским машиностроительным заводом, с 2013 года преобразованным в «Концерн «Калашников». Михаилу Калашникову было присвоено звание Почетного гражданина Удмуртской Республики и Ижевска.

Удмурты в Санкт-Петербурге

В Петербурге действуют два удмуртских землячества — «Италмас» и «Удмурт Кенеш». Являясь активными участниками как национальных, так и общегородских культурных событий, члены этих организаций знакомят петербуржцев с культурой и традициями удмуртского народа.

Самым ярким мероприятием последних лет стал «Фестиваль Удмуртии на берегах Невы». В нем приняли участие артисты из Петербурга, Москвы и Удмуртской Республики. Петербуржцы уже успели полюбить «Всемирный день пельменя». На этом фестивале проводятся мастер-классы, дегустации пельменей с разными начинками, звучат удмуртские застольные песни и наигрыши на гармони.

В Северной столице ежегодно широко отмечается главный удмуртский праздник «Гербер». «Гербер» или «гырон быдтон» (удм. «окончание пахоты») — посвящён гармоничному союзу природы и человека, является праздником окончания весенне-полевых работ.

Удмуртский ансамбль «Невский Италмас» – непременный участник большинства культурных мероприятий, проходящих в Петербурге.

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский Дом национальностей и муниципальные газеты города продолжают проект, рассказывающий о народах, живущих в Санкт-Петербурге. Наш город с первых дней своего существования является многонациональным сообществом. В нем представлено множество национальностей и все основные мировые конфессии.

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с осетинами.

Осетинский этнос насчитывает сотни лет, но его родословная корнями уходит вглубь тысячелетий, к ираноязычным народам Северного Причерноморья. Осетины считаются потомками алан. В религиозных воззрениях осетинского народа можно увидеть причудливое смешение различных верований — христианских, мусульманских, языческих. Однако большинство осетин являются приверженцами православия.

Особенности национального костюма

Осетинский традиционный костюм ныне сохранился лишь как элемент праздничных церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц. Мужчины носили папахи и черкески. Популярен был бордовый цвет, поверх которого наносилась золотая вышивка. В зимнее время верхней одеждой служила бурка. Зимой она являлась защитой от снега, холода и дождя, летом защищала от жары. Пастухи очень любили эту одежду, так как она служила отличной подстилкой для сна.

Осетинская кухня

Осетинская национальная кухня складывалась на протяжении веков под влиянием кочевого образа жизни предков осетин — скифов, сарматов, алан, отсюда обилие блюд из молочных продуктов и мяса. Самым известным блюдом осетинской кухни являются осетинские пироги.

Осетинские пироги –  плоские пироги с начинкой. Бывают круглой (около 30-40 см в диаметре и до 2 см в толщину) и треугольной формы. Хорошо сделанными в Осетии считаются пироги с тонким слоем теста и обильной начинкой. Пироги в Осетии являются культовой едой (имеют ритуальное значение). В большие религиозные, национальные или фамильные праздники на стол подаются три пирога, сложенные друг на друга.

Поражает разнообразие начинок, которыми наполняются осетинские пироги. К знакомым нам картофелю и сыру добавляют листья черемши, измельчённую капусту и тыкву, рубленое мясо, фасоль, свекольную ботву.

Для приготовления осетинского пирога с начинкой из свекольных листьев понадобятся следующие ингредиенты. Тесто: мука — 2 кг, молоко или вода — 0,5 литра, дрожжи — 1 пачка сухих или 1 ст. л. развесных, сахар — 1 чайная ложка, соль — по вкусу. Начинка: свекольные листья — 1 средний пучок, сыр — 300 гр., сливочное или топленое масло — для смазывания.

Прежде всего надо приготовить опару. Смешайте небольшое количество муки с теплой водой и пачкой сухих дрожжей, добавьте щепотку соли и чайную ложку сахара. Оставьте в теплом месте на 30 минут. В широкую миску просейте муку, сделайте посередине углубление, аккуратно влейте в него 0,5 литра теплого молока или воды и опару. Не торопясь, замесите тесто, оно должно получиться мягким и податливым. Поставьте его на пару часов в теплое место — за это время приготовьте начинку. Сыр —должен быть малосольный, желательно осетинский. Сыр пропустить через мясорубку или натереть на терке. Для начинки свекольные листья мелко рубятся и смешиваются с сыром. После того как тесто подошло, выложите его на присыпанный мукой стол, разомните, сформируйте небольшой шар, накройте полотенцем и дайте еще немного подняться — хватит пяти минут. Теперь формируем пирог. Разомните шар теста в небольшую лепешку, в центр выложите начинку. Слегка примните и аккуратно соберите края теста над начинкой — получится своеобразный узелок. Мягкими движениями ладоней разомните заготовку до диаметра сковороды. Теперь аккуратно переложите ваш пирог на сковороду. Сделайте посередине небольшое отверстие для выхода пара. Пирог выпекается в духовке в среднем три-четыре минуты при температуре 250 градусов. Готовый пирог обильно смажьте сливочным или топленым маслом.

Осетины в Санкт-Петербурге

Между Осетией и Санкт-Петербургом издавна сложились глубокие и крепкие отношения. Осетинское землячество в Северной столице начало свою работу с 1749 года, с момента первого обращения осетин к российскому государству с просьбой принять Осетию под свою защиту и в свой состав.

Осетия и Петербург были рядом не только в мирное время. Много ярких страниц вписаны уроженцами Осетии в историю героической обороны Ленинграда. Около 3 тысяч осетин защищали славный город на Неве. Среди осетин – защитников Ленинграда – 10 Героев Советского Союза: Сергей Бицаев, Юрий Бунимович, Георгий Бзаров, Александр Гагиев, Василий Коняхин, Александр Мнацаканов, Алексей Остаев, Григорий Пасынков, Аркадий Селютин, Геннадий Цоколаев. За Ленинград осетины воевали в рядах регулярных войск, и в народном ополчении, и в партизанских отрядах. На ленинградской земле похоронено 560 защитников из Осетии.

В храме Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2007 года состоялось открытие памятника «Детям Беслана», у основания которого заложены капсулы с землей Беслана, привезенные петербуржцами из Северной Осетии.

В разное время вузы Петербурга окончили многие видные представители осетинской творческой интеллигенции. В Санкт-Петербургской академии художеств учился основоположник осетинской литературы, блестящий художник и общественный деятель Коста Хетагуров. В Санкт-Петербурге получили образование родоначальник осетинской национальной драматургии Елбыздыко Бритаев, знаменитые осетинские художники Махарбек Туганов и Азанбек Джанаев, скульптор Сосланбек Тавасиев, ученый – иранист с мировым именем Васо Абаев и многие другие представители науки, культуры и искусства Осетии. В городе на Неве жил и трудился уроженец Осетии Юрий Кучиев – капитан атомного ледокола «Арктика», экспедиция под его командованием впервые в мировой истории достигла Северного полюса на надводном корабле.

Сегодня Осетия в Петербурге представлена не менее яркими именами. Осетинская диаспора в Северной столице состоит из видных руководителей промышленности, заслуженных медицинских работников, людей творческих профессий. В нашем городе живут и трудятся художественный руководитель-директор Мариинского театра, выдающийся российский дирижер Валерий Гергиев, российский предприниматель и меценат – Таймураз Боллоев. В ноябре 2009 года в сквере Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на Васильевском острове был открыт памятник основоположнику осетинской поэзии, писателю и художнику Коста Хетагурову.

В Петербурге активно работает Санкт-Петербургское Осетинское общество «Алания» под руководством Петра Наниева, которое способствуют развитию и популяризации осетинской национальной культуры, знакомит горожан с обычаями и традициями осетин, проводит национальные праздники, ведет работу с осетинской молодежью. Ансамбль осетинского танца «Иристон» под руководством Фатимы Алдатовой давно стал яркой вехой в культуре Петербурга. Важную роль в этой работе играет Представительство Республики Северная Осетия – Алания в Северо-Западном Федеральном округе под руководством Бориса Газалова, который также является председателем Общественного консультативного совета при СПб ГКУ «СПб Дом национальностей».